Как привить ребенку интерес к рисованию

Как привить ребенку интерес к рисованию

Есть старый анекдот про пожилого человека, который записался на курсы художников. Когда его спросили, почему он хочет рисовать, он хитро улыбнулся и ответил, что теперь очередь его детей вешать на стены его каракули.

Забавная ситуация, но до чего же умилительны порой детские рисунки! Среди детского творчества рисование - самое популярное занятие. Рисует, действительно, «и стар и млад» - здоровый малыш уже с 8 месяцев способен нарисовать свой первый шедевр.

Для малышей рисовать – значит играть, самовыражаться и полнее познавать мир вокруг себя. Детские психологи говорят, что с года до трех лет рисунки выражают те октрытия, которые ребенок сделал для себя за прошедший день. Малыш понимает, как карандаш в его руках соотносится со следом на бумаге. Рисунки маленьких детей - это постоянные эксперименты с цветом, со смесью красок (как их смешивать, покажет и поможет взрослый), это рисунки в одной гамме – к примеру, весь рисунок малыша может быть выполнен в красном цвете или в зеленом.

Когда ребенок подрастает, его рисунки тоже претерпевают изменения. Ученые сделали вывод, что картинка показывает уровень развития и эмоциональное состояние ребенка. Рисование может помочь даже скорректировать поведение малыша, победить страх и тревожность. Часто детские психологи диагностируют нарушения в развитии ребенка с помощью «проективных тестов» - к примеру, "Дом, человек и дерево".

Есть некоторые общие правила, как должен выглядеть рисунок малыша. Можно соотнести картинку ребенка с рекомендованными его возрасту особенностями рисунка, но необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален. К примеру, игры для девочек не всегда придутся по душе активному мальчику, и наоборот.

До года на бумаге будут появляться только хаотические каракули. Тем не менее, в этом периоде малышу уже нравится самовыражаться и оставлять следы на бумаге (а также на стенах, мебели и своих игрушках).

1-2 года. Рука уже подчиняется ребенку, а он уже понимает, какой результат будет в зависимости от его действий. Малыш может начать обводить рисунки в книжках, может выдавать подряд одинаковые закорючки, покрывая ими несколько листов бумаги. Ребенок подражает взрослым, "пишет" письма с помощью закорючек и каракулей.

2-2,5 года. Малыш понимает, что у бумаги есть края, и теперь его рисунки не выходят за границы листа.

3 года. Начался период выражения эмоций с помощью рисования. Серия закорючек, точек, линий означает целый мир со своим сюжетом и историей. Конечно, эти картинки еще примитивны, на них, как правило, всего один объект или предмет. На таких рисунках малыш особо старается выводить детали, к примеру, собака может изображаться в виде овала с «усами» и «хвостом». Малыш уже может объяснить, что же такое на рисунке, часто художник легко меняет свой рисунок: начав рисовать дерево, ребенок заявляет, в итоге получился дом.

С 3 до 4 лет обычно на бумаге появляются дом, человек («мама» и «папа»), домашние животные – все, что попадает в привычный кругозор. Простые геометрические фигуры на этом этапе могут пополниться деталями: листья у деревьев, лучики у солнца, колеса у машины, хотя и не всегда они будут на «нужном» месте. В этом возрасте реализму и точному соответствию цветов (апельсин может быть синим, кошка – зеленой) не придается большого значения.

4-5 лет. Малыш сосредоточен на деталях. В картинках нет объема (руки и ноги в виде линий), размеры не соблюдаются (машина размером с дом, кошка ростом со слона), становится очевиден замысел (на рисунке взаимодействуют несколько объектов). Здесь можно сказать, что если пятилетний малыш рисует человека с пальцами на руках, глазами, ушами, отличает и выделяет пол по одежде (юбки, брюки, шляпы), то он его развитие проходит на «отлично»!

5-6 лет. Новые впечатления находят воплощения на бумаге. Малыш с удовольствием запечатлевает праздники и прозу жизни, старые сюжеты заменяются и сочетаются с новыми. Появляются иллюстрации к сказкам, «продолжения» мультфильмов. Дошкольник старается изобразить объект похожим на оригинал, чтобы его узнавали окружающие, начинает применять общие шаблоны (домика, дым из трубы, солнышко в углу листа). Цвет тоже должен соответствовать оригиналу, в рисунке соблюдаются пропорции и объем.

6-7 лет. Ребенок изображает окружающую действительность. На бумаге появляются собственные истории, передается настроение, детали одежды, рисунки часто находятся в движении. Появляется композиция - кто-то находится ниже, кто-то выше, ближе или дальше. Больше это не схема, а картина.

Конечно, все эти признаки примерны, ведь всегда во внимание принимаются интересы, особенности и кругозор ребенка. Стоит обратить внимание и на уровень моторики, мышления и воображения. Рисунки - очень хороший индикатор развития малыша как личности.